Нет дней, когда песни не нужны...
Спектакль «Нет дней, когда песни не нужны» вобрал в свою основу стихи поэтов Серебряного века: Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Валерия Брюсова, Игоря Северянина, Александра Блока, Александра Вертинского, Марины Цветаевой.
«Серебряный век» — непродолжительный, но очень яркий и значимый период в истории, который стал эпохой в русской и мировой литературе. Серебряный век — эпоха модернизма, запечатленная в русской литературе. Этот особенный образ мышления и особенная атмосфера, возникшая во времена интеллектуального расцвета в России. Поэты Серебряного века были разными. Они жили сложной внутренней жизнью, трагической и радостной, наполненной исканиями, чувствами и стихами. Они верили в силу слова. Поэтому для их творчества показательны погружение в стихию слова, поиск новых средств выражения. Они заботились не только о смысле, но и о стиле — для них был важен звук, музыка слова и полное погружение в стихию. Поэты Серебряного века стремились преодолеть попытки второй половины XIX века объяснять поведение человека социальными условиями, средой и продолжали традиции русской поэзии, для которой человек был важен сам по себе, важны его мысли и чувства, его отношение к вечности, к Богу, к любви и смерти в философском, метафизическом смысле.
Поэты Серебряного века и в своём художественном творчестве, и в теоретических статьях и высказываниях подвергали сомнению идею прогресса для литературы.
Например, один из ярчайших творцов Серебряного века Осип Мандельштам писал, что идея прогресса — «самый отвратительный вид школьного невежества».
Автор и режиссер спектакля — заслуженная артистка России Елена Орлова в соавторстве с молодыми актерами (Сорокой, Журавлевичем, Паздериной, Геленидзе, Черновым, Ширшовой, Карполь, Картавцевой, Петровой, Павловым, Максимовой) представят зрителям спектакль из небольших театральных миниатюр, в основу которых положены стихи поэтов Серебряного века. Если в первой части спектакля много смешного, веселого, загадочного, искрометного, юмористического, любовного и фееричного (Маяковский «Прозаседавшиеся», «Необычное приключение»; Северянин «Аккорд заключительный», «Она критикует»; Есенин «Письмо матери» и «Ответ матери»; Черного «Переутомление» и «Пробуждение весны» «Городская сказка»), то вторая часть спектакля — это размышление о нелёгкой судьбе, трагизме жизни и невозможности сохранить себя в сложных жизненных обстоятельствах.
Голод, протесты, разгоны демонстраций, поражение в войне и дискредитация власти — из XIX в XX век Россия переходила тяжело. Старое в муках умирало, а новое в муках рождалось. Эксцентричные мистики, поэты и пророки, эстеты и революционеры — все предчувствовали конец старого мира. Россия вынашивала революцию, и прежде чем она случилась, ее уже предсказывали в поэзии.
Спектакль «Нет дней, когда песни не нужны» завершается на высокой трагической ноте произведениями: Ахматова «Реквием», Маяковский «Ко всему» и «Облако в штанах», Гиппиус «Мудрость», Брюсов «Верные лире» и «Песни».